Меню Закрыть
Просмотров: 830
ОЦЕНИТЕ ПОСТ ПЕРВЫМ! 1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Владимир ВЫСОЦКИЙ и его «кино»

Владимир ВЫСОЦКИЙ

25 января 2018 года исполнится 80 лет со дня рождения Владимира ВЫСОЦКОГО (1938–1980) — поэта, барда, актера театра и кино. За почти четыре десятилетия с момента его гибели издано великое множество книг и публикаций, посвящённых исследованию жизни и творчества Владимира Семеновича. Некоторые работы рисуют достоверный портрет знаменитого артиста, другие являются лишь беллетризованными воспоминаниями от «близких друзей», решивших погреться в лучах его посмертной славы. На сегодняшний день, одним из самых известных высоцковедов является Марк ЦЫБУЛЬСКИЙ — врач-психиатр и журналист, выпустивший 7 книг о великом артисте. Деятельность Марка Исааковича, посвятившего исследованию жизни и творчества Высоцкого всю свою жизнь, снискала искреннюю любовь и уважение читателей. В прошлом году одно из крупных российских издательств «Деком» выпустило в свет книгу «Владимир Высоцкий и его „кино“», посвященную деятельности Высоцкого в кино и его непростым отношениям с чиновниками от кинопромышленности. Книга предназначена для широкого круга читателей, и представляет особый интерес для желающих изучить полную фильмографию актера. Значительная часть материалов опубликована впервые. Первая часть посвящена перипетиям, возникавшим при съёмках кинофильмов, и судьбам написанных для них песен. Вторая часть рассказывает о нереализованных работах Высоцкого в кино, которых, к сожалению, было довольно немало.

После того, как книга была отпечатана и появилась в продаже во всех крупнейших книжных интернет-магазинах страны, в архиве автора остались две главы, не успевшие попасть в финальную вёрстку издательского макета. Эти главы посвящены двум кинофильмам — «Грешница» (1962 г., реж. Ф. ФИЛИППОВ и Г. ЕГИАЗАРОВ) и «Емельян Пугачёв» (1978 г., реж. А. САЛТЫКОВ).

В первой картине Высоцкий сыграл одну из второстепенных ролей, но при окончательном монтаже эпизод был удалён, хотя в титрах его имя осталось.

НА СЪЁМКАХ «ГРЕШНИЦЫ».

Картина «Грешница» режиссёра Фёдора ФИЛИППОВА[1] в фильмографии Владимира ВЫСОЦКОГО занимает особое место. Бывали случаи в его жизни, когда в силу тех или иных причин сцены с его участием были вырезаны из фильмов. В «Грешнице» же была вырезана вся его роль целиком.

О том, как Высоцкий появился в картине, каким был эпизод с его участием и почему этот эпизод выпал при окончательном монтаже режиссёр фильма рассказал много лет назад высоцковеду Борису АКИМОВУ. Отрывки из этого рассказа были включены в документальную повесть «Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы», отрывки из которой публиковались в журнале «Студенческий меридиан» в 1987-1990 гг. Я хочу привести свидетельство режиссёра целиком — в том виде, в каком они сохранились на магнитофонной ленте.

Б.А.: Фёдор Иванович, Вы впервые снимали его (Высоцкого — М.Ц.) в 1960 году?

Ф.Ф.: Нет, в 1962 году в «Грешнице»… Картина вышла на экран в 1962 году (3 сентября 1962 г. — М.Ц.).

Б.А.: Нас интересуют съёмки… Как Вы на него, собственно, попали? Он сам показался. Как он пришёл?

Грешница

Ф.Ф.: В «Грешнице» был такой персонаж — Пеньков, корреспондент. Саввина главную роль играла. Он, значит, брал интервью у неё. Шевкуненко был у меня редактором во Втором объединении. Она большим успехом пользовалась, «Грешница», много диспутов было, но этот эпизод мне пришлось выбросить вот почему. Тогда на антирелигиозную тему было очень много картин — «Тучи над Борском», другие. Но они ущемляли чувства верующего, а в «Грешнице» всё наоборот. «Грешница» призывала образумиться и уйти от секты пятидесятников. А этот эпизод — он немножко был не в стиле картины, Шевкуненко предложил этот эпизод выбросить поэтому этого эпизода в картине нет.

Я его (Высоцкого — М.Ц.) пробовал с Саввиной и снимал этот эпизод с Саввиной….

Б.А.: Он сам пришёл на пробы или…

Ф.Ф.: Обыкновенно второй режиссёр или ассистент примерно по моему замыслу ищет кандидатуры. Я на эту роль не только Высоцкого пробовал, но и других актёров. Мне больше понравился Высоцкий, потому что он очень талантливый человек….

Б.А.: Я посмотрел по сценарию евдокимовскому[2]

Ф.Ф.: Там, наверное, этого эпизода нет?

Б.А.: Нет, эпизод есть, но там он (Высоцкий — М.Ц.) играет не корреспондента. Он играет присланного из райкома комсомола…

Ф.Ф.: Или райкома комсомола, я уже забыл… Пенкин, что ли, его фамилия?

Б.А.: Пыртиков. Такой нахальный парень…

Ф.Ф.: Не то чтоб нахальный…

Б.А.: А что, подошёл типаж? Весь какой-то квадратный, прямой.

Ф.Ф.: Да-да. Он подошёл для этой роли, но для стиля этой картины эпизод не подошёл. Потому что Саввина, когда с ним сыграла, говорит: «Фёдор Иванович, давайте посоветуемся с Шевкуненко». Ну посоветовались с Шевкуненко, он говорит: «Давайте этот эпизод выбросим, потому что мы же влияем на чувства верующего, а нам, наоборот, нужно очень осторожно относиться». А этот из райкома пришёл и очень нагло с ней разговаривал. Как она попала в эту секту… Чего-то такое, я уже забыл…

Б.А.: По евдокимовскому сценарию так: прислали разобраться секретаря райкома ВЛКСМ…

Ф.Ф.: Наверное, инструктор?

Б.А.: Ну инструктор райкома. Я не знаю, с чьих слов пошло, что это корреспондент. Там по роли он инструктор райкома. Он приезжает и первым делом говорит: «Сы фельетон напишем!»

Ф.Ф.: Это я, наверное, спутал, когда в то время давал интервью.

Б.А.: Как он отнёсся к тому, что этот эпизод выпал из картины? Вы с ним говорили?

Ф.Ф.: Говорили. Я тогда вызывал Саввину и его к Шевкуненко и мы так взвешивали… Жалко, очень хороший эпизод был.[3]
Хоть и сказал режиссёр, что эпизод был хорошим, но очень похоже, что он запомнил его весьма смутно — ведь ни фамилию, ни даже профессию персонажа, сыгранного Высоцким, он не помнил. Запомнился только факт участия Высоцкого в съёмках.

А вот исполнительница главной роли народная артистка СССР Ия САВВИНА не помнила даже сам факт совместной съёмки с Высоцким, о чём она сказала в беседе с высоцковедом Львом ЧЕРНЯКОМ.

Л.Ч.: А вот не вспомните ли, вот в «Грешнице» Высоцкий снимался в эпизоде без Вашего участия?

И.С.: Нет, он должен был со мной сниматься.

Л.Ч.: Ничего больше не помните?

И.С.: Ну, я говорю, что когда он мне сказал, что он снимался — у меня челюсть упала! Потому что это… он мне рассказал вот всё, как я велела напоить его чаем, как это самое… как он был потрясён, потому что говорили — такая сука, что она уничтожит, там, и так далее!

Л.Ч.: Так он как, снимался и уехал в этот же день? Или как это было?

И.С.: Этого я не помню.

Л.Ч.: Скорей… скорей всего.

И.С.: Ну, если я не помню вообще, что он снимался, так откуда я знаю, когда он уехал?! Вы ж понимаете? Я говорю… я говорю, это я всё знаю со слов самого Володи.[4]

Несколько более подробно о том, что же именно рассказал ей Высоцкий, Ия Сергеевна припомнила во время нашей с ней разговора:

М.Ц.: О Вашей с Владимиром Семёновичем совместной работе в картине Е. Карелова «Служили два товарища» знают все, кто интересуется отечественным кинематографом. Но была у вас ведь и ещё одна творческая встреча — в картине «Грешница» в 1962 году.

И.С.: Об этом я совершенно забыла, через несколько лет мне об этом напомнил Володя, но эпизод этот был из фильма выброшен.

М.Ц.: Где снимался эпизод с Высоцким?

И.С. : Картина создавалась на «Мосфильме», а эпизод с Володей снимался под Москвой в Бужарово. Во время съёмок «Служили два товарища» Володя сказал мне: «Иечка, ведь мы же давно знакомы. У меня в те времена не было ни заработка, ни театра, ни кино – ничего. И вдруг — счастье: меня приглашают сниматься. Друзья спрашивают: „А что там?“ — „Да ничего. Крошечный эпизод. Саввина там снимается“. — „Саввина?! Да это ж кошмар! Как ты с ней работать будешь?“»
«Ехал, – рассказывал Володя, – с дрожью в коленках. И погода жуткая, холодно, с электрички сошёл…»

А дальше я вспомнила, как это было, когда он мне напомнил. Режиссёр Володю увидел: «Прекрасно, сейчас будем снимать». А я смотрю — он же синий от холода!
Володя говорит: «И тут ты говоришь: „Что? Как снимать?! Дайте ему чаю, дайте бутербродов, пусть человек согреется, отдохнёт, тогда и работать будем“». И я подумал: «Вот это да! А говорили, что сволочь».[5]

Любопытный факт: фамилия Высоцкого в фильме всё-таки осталась. Более того: среди тех, кто участвовал в эпизодических ролях, он указан первым, поскольку фамилии перечислялись в алфавитном порядке. Видимо, титры фильма были сделаны до окончательного монтажа, а переделывать было лень. Да и то сказать: мог ли кто-нибудь осенью 1962-го года представить себе, что пройдут годы и серьёзные люди начнут отыскивать любые детали выброшенного из картины эпизода с участием персонажа по фамилии Пыртиков?

[1]: ФИЛИППОВ Фёдор Иванович (1911–1988) — кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР.

[2]: ЕВДОКИМОВ Николай Семёнович (1922–2010) — советский и российский писатель. Повесть «Грешница», по которой сам автор писал сценарий фильма, опубликована в 1961 г.

[3]: Фонограмма беседы Б. АКИМОВА с Ф. ФИЛИППОВЫМ от 16 октября 1987 г.

[4]: Фонограмма беседы Л. ЧЕРНЯКА с И. САВВИНОЙ от 14 марта 1999 г.

[5]: Фонограмма беседы от 5 ноября 2006 г.

Во второй картине Высоцкий должен был сыграть главную роль, но был заменён другим актёром.

Емельян Пугачёв

«ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ»

О том, что Владимиру Высоцкому не удалось сыграть заглавную роль в двухсерийном фильме Алексея Салтыкова «Емельян Пугачёв», известно всем, кто интересуется его творчеством. Информация об этом исходит от автора сценария Эдуарда ВОЛОДАРСКОГО.

«Высоцкий в моей жизни значит очень много. И «Емельяна Пугачёва» я писал для Володи, а Екатерину II — для Марины ВЛАДИ. Председатель Госкино Филипп ЕРМАШ их принимал и обещал запустить фильм в производство, но потом он же и запретил. Подло поступил. В итоге главных героев сыграли благонадежные Евгений МАТВЕЕВ и Вия АРТМАНЕ. Хотя пробы Володи и Марины были замечательные».[1]

В другом интервью Э. ВОЛОДАРСКИЙ рассказывал, как профессор С. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, научный консультант картины, изучал фотопробы претендентов на роль Пугачёва. Увидев фотографию Евгения МАТВЕЕВА, сказал: «Только вот не этот!», но когда ему показали фотопробу Высоцкого, отметил: «То, что надо».

Пока всё звучит весьма правдоподно — Высоцкого и ранее многократно не утверждали на роли, в которых режиссёры хотели бы его видеть. К тому же подтверждение мнения сценариста мы находим и в воспоминаниях Марины ВЛАДИ: «Этот фильм просто запретили! Нам с Высоцким не дали сниматься вместе. Власти боялись, какой это вызовет резонанс. Высоцкий должен был играть Пугачёва. Его пробы были гениальными! К сожалению, их потеряли и, по-моему, до сих пор так и не нашли. Но и мои фотопробы были необыкновенными. Я была тогда моложе, чем та Екатерина, которую мне предстояло играть, поэтому меня специально старили. Получилось мощно. А какой замечательный был сценарий! Нам даже настоящую армию для съёмок давали!»[2]

Не знаю, как там насчёт армии, но сразу надо отметить неточности интервьюируемой — и кинопроба Высоцкого не потеряна, и фильм не запретили, он благополучно вышел на экраны 19 марта 1979 года, — но действительно в нём не было ни Высоцкого, ни Влади.

Сомнения в полной правдивости рассказа Э. ВОЛОДАРСКОГО появляются уже при просмотре первых титров картины. Главным консультантом её был вовсе не профессор С. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ — действительно, очень крупный специалист по русской истории 18 века, — а доктор исторических наук М. БЕЛЯВСКИЙ.

Вроде бы, не так уж важно теперь, кто консультировал съёмочную группу, но, согласитесь, столь разные фамилии даже за давностью лет перепутать невозможно, а потому возникает логичный вопрос — насколько прочие детали воспоминаний соответствуют действительности?

Исполнитель роли Пугачёва, актёр и режиссёр Евгений МАТВЕЕВ оставил подробные воспоминания о своей работе над ролью. Одна из глав в его книге так и называется: «Емельян». Я хочу привести большую цитату из неё.

«По Всесоюзному радио я прочитал роман Вячеслава Шишкова „Емельян Пугачёв“. Конечно, не весь роман целиком, а отдельные, наиболее яркие, динамичные фрагменты, смонтированные в шесть передач, каждая по 30 минут. Разумеется, готовясь к этой работе, я серьёзно изучил все содержание и фактуру литературного произведения. Яркость, самобытность характеров его героев, сочный, я бы сказал, ядреный язык буквально зажигали меня. Я с упоением переходил от текста автора к речи, образу самого Емельки („анпиратора“ Петра III), к его живописным сподвижникам — яицким казакам. Так что за то время, что мы делали радиопередачи по роману Шишкова, Емельян Пугачёв вошел в меня, я с ним как бы сроднился. У меня уже было свое видение этого персонажа.

И вот спустя три-четыре года прошел слух, что режиссёр Алексей САЛТЫКОВ приступает к постановке на „Мосфильме“ картины об этом герое по сценарию Эдуарда ВОЛОДАРСКОГО.

Какое счастье достанется кому-то из актеров, думал я. В роли Пугачёва — раздолье для фантазии, для выявления широкой амплитуды чувств, действий. Я не испытывал ни малейшей ревности к тем актёрам, которые уже пробовались на эту роль. Хотя, конечно же, душа моя была глубоко „взрыхлена“ и „размята“ материалом Пугачёвщины, но я не допускал и мысли участвовать в пробных съемках — стар для этой роли, думал я. Одно дело радио — там голос, интонация… а на экране ведь еще и лицо, и пластика.

Да еще и молодцеватая езда на лошади… Куда мне с травмированным позвоночником… Одним словом, „и ня думай, и ня мысли…“ Так я внушил себе — так и жил.

И вдруг однажды… Резко открылась дверь в класс, где я вёл урок по мастерству актера со студентами ВГИКа, и второй режиссёр будущего фильма Геннадий МОРОЗОВ жестами стал умолять меня выйти в коридор… Там он и директор картины Юрий НОСИКОВ, перебивая друг друга, сообщили мне:

— Поздравляем!.. Вы утверждены без пробы на роль Пугачёва.

— Съёмки в Суздале, в Переславле-Залесском, в Белоруссии — в Смолевичах…

В кинопроизводстве мне со многим приходилось сталкиваться, так что, казалось бы, удивить меня уже ничто не могло. Но такой „пожар“ я видел впервые…

— Кого уже пробовали? — спросил я.

— Писателя Бориса КУЛИКА и Владимира ВЫСОЦКОГО… Но их не утвердили…

Кулика я не знал, а Высоцкий, как мне казалось, кандидатура была весьма подходящая на роль… Но чего в кино не бывает? Сколько раз и меня не утверждали, не объясняя почему, а если и объясняли, то штампом: не вписываетесь в ансамбль, не соответствуете в смысле портретного сходства…

— Как к этому относится Салтыков?

— Он нас и послал. Ждёт вашего согласия, — взволнованно сообщали режиссёр и директор.

— Передайте Алексею Александровичу, что я подумаю…

Сутки я провел как в лихорадке. Мысли скакали: почему Салтыков, зная меня по работе с ним в „Сибирячке“, не предложил мне пробу раньше? Какая связь между Матвеевым и Высоцким? Если наши темпераменты и похожи в чем-то, то в остальном — в возрасте, росте и манере актёрского исполнения — мы совершенно разные».[3]

Как мы видим, предложение режиссёра застало Е. МАТВЕЕВА врасплох и совершенно очевидно, что никаких фотопроб он не проходил, соответственно, и научный консультант картины, кто бы он ни был, их не рассматривал. Очередная легенда, связанная с именем Высоцкого, отправляется в архив.

На «Мосфильме» сохранились документы, связанные с пробой Высоцкого на роль Пугачёва. Согласно съёмочному журналу, проба состоялась 29 ноября 1976 г. во 2-м павильоне в отрезок между 16:00 и 00:24. Проба Е. МАТВЕЕВА состоялась гораздо позднее — 6 апреля 1977 г.

Итак, мы выяснили то, чего не было. А что же было? Ведь проба-то Высоцкого существует и она и в самом деле замечательная. Почему же кандидатура Высоцкого не прошла? Кинопробу снимал главный оператор фильма Игорь ЧЕРНЫХ, и я попросил его поделиться воспоминаниями.

И.Ч.: Дело тут вот в чём. Руководство и студии «Мосфильм», и всего Комитета по кинематографии с большим сомнением относилось к тому, что во главе всего этого дела стоит Салтыков. Вы понимаете, почему?

М.Ц.: У него были большие проблемы с алкоголем…

И.Ч.: Ну да. И это главная причина, почему в картине появился Матвеев. У него был солидный режиссёрский опыт, так что начальство решило, что если Салтыков нивелирует сам себя, то за дело возьмётся Матвеев и доведёт съёмки до конца и как исполнитель главной роли, и как режиссёр.

М.Ц.: Салтыков в роли Екатерины хотел снимать Марину ВЛАДИ…

И.Ч.: Не помню такого. При мне разговоров об этом не было.

М.Ц.: А пробу Высоцкого Вы помните?

И.Ч.: Ну конечно! Прекрасная была проба. Сделана она была втихаря, чтобы никто не знал из руководства студии. Загримировали его, привели в какую-то чужую декорацию и там сняли.[4]

Немного странной видится такая таинственность при проведении кинопроб — ведь, как ни крути, а их надо было демонстрировать и руководству студии, и коллегии Госкино, но так это запомнилось оператору. Отметим другое: Высоцкий снимался в чужой декорации — и мы с немалой долей уверенности можем предположить, в чьей именно.

Внимательные зрители давно обратили внимание, что в числе окружавших Пугачёва-Высоцкого находится народный артист СССР Пётр ГЛЕБОВ, знаменитый исполнитель роли Григория МЕЛЕХОВА в «Тихом Доне». Почему? Ведь не подыгрывать же Высоцкому пришёл он на студию!

Оказывается, П. ГЛЕБОВ сам пробовался на роль Пугачёва, о чём рассказала его дочь Елена ПЕТРОВНА: «В середине 70-х на „Мосфильме“ начали снимать большую, дорогостоящую эпопею „Емельян Пугачёв“. Режиссёр картины Алексей Салтыков был человеком запойным, и все очень боялись, что картина встанет. Решили, что главную роль должен играть актёр-режиссёр, чтобы, в крайнем случае, подхватить у Салтыкова выпавшее знамя. Замены не понадобилось, но роль Пугачёва сыграл все-таки Евгений Матвеев».[5]

Таким образом, мы выясняем, что Пётр ГЛЕБОВ и Владимир ВЫСОЦКИЙ пробовались в один день и в одной декорации. И оба – не прошли. И не прошли именно по той причине, которую называет оператор-постановщик!

«Пробы Высоцкого, Кулика полагалось показать на коллегии Госкино СССР. Но там не утвердили ни того, ни другого», — продолжает свой рассказ Е. МАТВЕЕВ: «Хотя у Высоцкого было немало сторонников, но оказалось и не меньше противников… Показывали пробы других актеров — снова не утвердили.  Кто-то на коллегии предложил: „Не морочьте ни нам, ни себе головы — берите Матвеева и снимайте!“ Тогда-то режиссёра Салтыков и отправил ко мне своих помощников. И свалились они на меня — как снег на голову…

Естественно, я не мог знать о сложностях, даже интригах, связанных с выбором исполнителя главной роли в фильме «Емельян Пугачёв», поскольку не только не интересовался этим, но даже и не думал о роли — понимал, что по возрасту не подхожу: мне было уже за 50, а Емельяну, по преданию, было 33–34 года. Но меня потом упрекали, что я „перешел дорогу“ Высоцкому. Обидно, что он тоже в это, кажется, поверил…»[3]

Если так, то верил в это не один Высоцкий. Вспоминает Татьяна ЧАПАЕВА, художник по костюмам в фильме «Емельян Пугачёв»:

Владимир ВЫСОЦКИЙ

«Проба Высоцкого — это было нечто! У него было великолепное настроение, и он нас уложил всех на пол от смеха. У меня болели челюсти и мышцы живота. Он нас смешил просто необыкновенно, при этом он оставался совершенно серьёзным. Это был фейерверк, невероятная энергетика. Это осталось в памяти на всю жизнь. Ну и проба, конечно же, потрясающая.

Вся группа хотела, чтобы он снимался, но наш генеральный директор студии сказал: „Никакого Высоцкого. Будет апробированный и надёжный Евгений Семёнович МАТВЕЕВ“. А мы не хотели, чтобы снимался Матвеев, он был уже не в той форме и не в том возрасте.

Мы — среднее творческое звено, — даже хотели собраться и попросить его отказаться от роли. Мы решили, что встретимся и обсудим, как мы это сделаем, что скажем… Решили собраться у проходной вечером после работы. Ну собрались… Стоим, молчим. Кто Матвееву-то говорить будет? И тут один ассистент по актёрам говорит: „А у меня есть рубль“. И пошли мы в кафе. Тем всё и кончилось. Потому что действительно – не скажешь же Матвееву: „А пусть снимается Высоцкий“».[6]

Вот такой поворот судьбы. Не раз в творческой жизни Высоцкого случались срывы, стоящие ему хороших ролей, но впервые в жизни он не получил роль из-за «нарушения режима» другим человеком.

[1]: «Главные герои Эдуарда Володарского»// газ. «Известия». 2011 г. 3 февраля.

[2]: Источник.

[3]: Матвеев Е. «Судьба по-русски». Москва. «Вагриус» 2000 г. Гл. 30 «Емельян».

[4]: Фонограмма беседы от 3 апреля 2016 г.

[5]: Цит. по газ. «Московский комсомолец», 2010 г. 13 апреля.

[6]: Фонограмма беседы от 10 апреля 2016 г.

Приобрести книгу «Владимир Высоцкий и его кино» вы можете, заказав её на сайтах Labirint и Ozon.

Схожий Материал

Добавить комментарий